Сейчас схемами параллельного импорта в Россию поступает всего 10–15% запчастей от объёма, необходимого для покрытия спроса.
Поэтому зацвёл чёрный рынок — процент неоригинальных деталей для ряда моделей авто достигает 50%.
В России сохраняется дефицит комплектующих японских, европейских и американских брендов. В декабре прошлого года Toyota возобновила прямые поставки запчастей в Россию. Ещё удивительнее, что автоконцерн одобрил и параллельный импорт в РФ деталей, которые находятся под санкциями.
В июне 2022 “Общественная потребительская инициатива” начала судебную тяжбу одновременно с General Motors, Mercedes, Volkswagen и Toyota Motor. Поводом для исков стала приостановка работы брендов в РФ, в результате которой были нарушены права неопределенного круга потребителей.
Toyota сдалась первой и нехотя возобновила прямые поставки не запрещённых санкциями запчастей в страну. А заодно бесстрашно запустила и кривые каналы поставок запчастей из санкционных списков, чего от автоконцерна никто не ожидал.
За прецедентом с живым любопытством наблюдают другие игроки рынка. Например, Kia и Hyundai могут использовать аналогичную схему. Особенно если учесть, что эти бренды, в отличие от Toyota, о прощании с российским рынком не объявляли.